17.01.2019
Бизнес, готовый войти в государственные инвестпроекты, не имеет гарантий стабильности фискальной условий - Шохин
Президент РСПП принял участие в панельной дискуссии Гайдаровского форума
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин принял участие в панельной дискуссии  Гайдаровского форума «Налоговая политика как фактор конкурентоспособности российского  бизнеса».

Модератором дискуссии выступил ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев.

Обсуждался доклад директора по научной работе Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Сергея Дробышевского, посвященный  экономическим и фискальным последствиям принятого налогового маневра в нефтегазовом секторе.

Участники дискуссии оценили существующую налоговую систему в России и принятый налоговый маневр в нефтегазовом секторе, изучили возможность введения прогрессивного налогообложения и повышения привлекательности российской налоговой юрисдикции для обеспеченных граждан. Помимо этого, обсудили введение налога для самозанятых и переход к вертикально сбалансированной по уровням бюджета налоговой системе.

Сергей Дробышевский отметил, что российская налоговая система в значительной степени отвечает критериям оптимальной налоговой системы, однако в ее отношении существует устойчивый набор мифов, вызывающих бурные дискуссии как в бизнес-сообществе, так и при разработке и обсуждении бюджетных законов.

Президент РСПП Александр Шохин подчеркнул, что последние пару лет эксперты были сосредоточены на вопросе донастройки налоговой системы, прозрачность которой «является одним из стимулов для выхода из тени компаний, которые работают в серой зоне».

«Когда обсуждался налоговый механизм,  исходили из того, что общая фискальная нагрузка меняться не будет, а будет перераспределяться», - сказал Александр Шохин, отметив, что сегодня нельзя гарантировать долгосрочную стабильность налоговой нагрузки на длительную перспективу.

«Мы до конца, честно говоря, сейчас не можем гарантировать, что тезис о стабильности налоговой нагрузки — это действительно тезис, который будет реализован и в следующем экономическом, политическом цикле до 2024 года», - сказал он.

«Сегодня мы видим заходы с разных сторон на введение новых налогов, так, существует вероятность введения углеродного налога. Если появится углеродный налог, это будет явно дополнительная нагрузка. И таких сюжетов может много появиться. Тем более, что мы не до конца договорились о механизме фиксации этой фискальной нагрузки. При этом до сих пор не определены многие вопросы, связанные с взиманием экологического сбора», - подчеркнул глава РСПП, указав, что в текущих условиях целесообразно ужесточить процедуру введения тех или иных налоговых платежей, выработать некий реестр, а затем вводить механизм их  дифференциации.

По его словам, в последние пару лет власти постоянно говорили о донастройке налоговой системы и заверяли, что радикальных изменений не будет. Когда обсуждался вопрос о повышении НДС, предполагалось, что одновременно для бизнеса будут уменьшены страховые взносы, то есть нагрузка будет распределена, но не увеличена, сказал глава РСПП.

Также Александр Шохин отметил, что бизнес, готовый войти в  государственные инвестиционные проекты, не имеет гарантий стабильности фискальной условий. Он напомнил, что с лета 2018 года правительство, РСПП и бизнес ведут совместную работу по отбору приоритетных инвестиционных проектов.  

«Пока нет определенности у бизнеса по поводу его вхождения в эти проекты.  Рассматриваются различные версии закона о развитии инвестиционной  деятельности, при этом на первом месте стоит пункт о стабилизационной оговорке. Налоговая  стабильность должна выражаться  в том, что базовые платежи не меняются, а идет перераспределение фискальной нагрузки», - подытожил Александр Шохин.

Также в дискуссии приняли участие заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Сатин, заместитель министра финансов РФ Илья Трунин, уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам предпринимателей Борис Титов, советник директора Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов  РФ Сергей Шаталов.