Модератором пленарного заседания выступил заместитель главного редактора АО «Коммерсант» по экономической политике Дмитрий Бутрин.
В своем выступлении Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что с 2014 года количество организаций, в которые контролеры приходили с плановыми проверками, уменьшилось. По его словам, «уровень внеплановых проверок остается примерно таким же».
«По итогам прошлого года наши опросы показывают, что плановые проверки проходили более чем в 78,5% компаний, а внеплановые — в 46%»,— сказал он.
Александр Шохин также подчеркнул, что выход бизнеса из теневой экономики нужно поощрять, не злоупотребляя проверками со стороны правоохранительных и контрольно-надзорных органов (КНО).
"Обеление серой экономики, с одной стороны, формирует отряды белого бизнеса, а с другой стороны, бизнес, который выходит из тени, становится объектом более пристального внимания КНО и правоохранительных органов. Здесь нужно понимание со всеми надзорными органами, но прежде всего с органами финансового контроля с одной стороны и правоохранительными органами - с другой, о том, что нужно поощрять выход бизнеса из тени, не злоупотребляя проверками по прошлым периодам", - сказал он.
По его мнению, требуется разработать нормативно-правовые механизмы, с одной стороны, чтобы они обеспечивали выполнение функций контрольно-надзорных органов и правоохранительных органов, и, в то же время, решили задачу стимулирования деловой активности и обеления серой экономики.
РСПП ожидает баланса между обязательным и добровольным использованием бизнесом цифрового контроля, сокращения традиционной КНД при введении цифрового контроля и обязательного перехода на риск-ориентированную КНД, принципа наименее затратного решения в случае, если внедрение «цифрового контроля» оплачивают проверяемые.
Вице-премьер, руководитель аппарата Правительства РФ Константин Чуйченко сообщил о том, что Правительство РФ планирует в ближайшее время, представить для широкого обсуждения проект нового закона о контрольно-надзорной деятельности, который призван создать общие условия работы органов контроля и надзора в России. По словам спикера, версия закона будет представлена для обсуждения уже на Петербургском форуме. Законопроект может стать базовым для подготовки целого кодекса норм контрольно-надзорной деятельности.
Константин Чуйченко также сообщил, что, возможно, в скором будущем в стране появятся две новые отрасли права -«контрольно-надзорное право» и «контрольно-надзорный процесс».
Первый заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман сообщил о том, что Генпрокуратура РФ и Верховный суд совместно с правоохранительными органами выработают новые подходы по защите бизнеса от неправомерного уголовного преследования.
По его словам, почти 20% обращений предпринимателей на интернет-канал Генпрокуратуры касались защиты их прав в уголовно-правовой сфере. Александр Буксман отметил, что прокурорам удавалось способствовать прекращению уголовного дела и изменению меры пресечения на период следствия. "За 2,5 года работы (интернет-канала) мы защитили права более тысячи предпринимателей, обратившихся именно в электронной форме, - сказал замгенпрокурора.
Он также отметил, что прокурорами часто выявляется отсутствие доступа бизнеса к услугам в электронном виде. Также органами прокуратуры вскрываются большие пласты нормативных правовых актов, которые сдерживают развитие бизнеса. "Только в прошлом году мы опротестовали и оспорили в судебном порядке почти 30 тыс. таких нормативно-правовых актов", - сказал Александр Буксман.
Эксперты подчеркнули, что предложенный Правительством РФ механизм "регуляторной гильотины" может оказаться неэффективным. Требований контрольно-надзорных органов к бизнесу очень много, и их последовательный пересмотр "норма за нормой" растянет эту работу на многие годы. Более реалистично сразу приступить к написанию новых стандартов в отраслях, отличающихся устаревшим, избыточным или чрезмерно "предписывающим" регулированием. Новая нормативная база должна быть более краткой и менее директивной.
По материалам пресс-службы РСПП