29.04.2020
РСПП предложил правительству меры поддержки водного транспорта
РСПП предложил правительству меры поддержки водного транспорта, фактически выпавшего из направленного в Белый дом списка Минтранса.

Основная часть мер направлена на помощь круизным пассажирским компаниям, которые оказались в критической ситуации, но затрагиваются и грузовые водные перевозки. Помимо экономических мер предлагается разрешить круизным компаниям выдавать ваучеры вместо возвращения денег за туры для использования их в следующую навигацию. Эксперты считают предложения адекватными.

Как стало известно “Ъ”, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) решил направить в правительство предложения по поддержке внутреннего водного транспорта. По данным “Ъ”, 28 апреля проект предложений был вынесен на заседание координационного совета РСПП по противодействию коронавирусной инфекции. Источник “Ъ”, близкий к РСПП, говорит, что готовится обращение на имя Михаила Мишустина. Также, по данным “Ъ”, письмо с просьбой о поддержке отрасли ранее направляла в Минтранс Российская палата судоходства. В предложенные Минтрансом меры поддержки водного транспорта вошло лишь выделение 34,7 млрд руб. ГТЛК, что, по данным “Ъ”, вызвало негативную реакцию участников рынка.

В проекте письма РСПП отмечается крайне тяжелое положение судоходных компаний и необходимость «неотложных мер господдержки».

Пассажирские пароходства не могут работать из-за пандемии, говорится в документе, в самой тяжелой ситуации находятся судоходные компании-туроператоры из-за отказа граждан от приобретенных путевок. Полное прекращение деятельности приведет к банкротству предприятий, невозможности обслуживания кредитов и лизинговых платежей, отмечает РСПП.

С проблемами столкнулись и грузоперевозчики, сообщается в письме, в связи с непредъявлением груза к перевозке из-за приостановки промпредприятий и ограничений передвижения, значительных дополнительных расходов при укомплектовании экипажей судов и оформлении документов. При этом построено большое количество грузовых судов с использованием заемных средств, и отсутствие средств на обслуживание займов у компаний в ближайшее время приведет к их банкротству, говорится в проекте обращения. РСПП предлагает включить морской и внутренний водный транспорт в перечень наиболее пострадавших отраслей (в нем пока только авиа- и автотранспорт).

РСПП хочет субсидий из бюджета судоходным компаниям, не имеющим возможности осуществлять перевозки пассажиров, на процентные ставки в течение 2020 года на 5,2 млрд руб., а также кредитов на покрытие кассовых разрывов в 2020 году.

Также предлагается предоставлять компаниям беспроцентные займы на выплату зарплат, ввести отсрочку по уплате НДС и страховых взносов в социальные фонды до конца 2020 года, ввести мораторий на банкротство, временно запретить досрочно истребовать кредиты и выработать меры по их реструктуризации. Есть также предложения по полугодичным каникулам по кредитам и лизингу без капитализации процентов.

При возникновении или угрозе ЧС предлагается разрешить в одностороннем порядке расторгать договоры на круизы или менять их условия в части порядка и сроков возврата оплаты. В качестве альтернативы, пишет РСПП, можно вместо возврата аванса за круизную путевку при возникновении форс-мажора или введенных ограничений выписывать ваучер, позволяющий воспользоваться услугой круиза после окончания ограничительных мер или получить денежные средства после окончания навигации 2020 года. Также есть идея ввести мораторий на повышение портовых сборов в морских портах в 2020 году и до 2021 года отложить утверждение и применение ставок инвестиционного портового сбора.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает странным, что в ранее обсуждаемых документах о поддержке отраслей водный транспорт, особенно пассажирский, остался практически без внимания. Подготовленные меры выглядят «разумными», полагает эксперт, отмечая, что судоходные компании, занимающиеся перевозкой пассажиров, оказались в критической ситуации и рискуют остаться без навигации. В грузовых перевозках, говорит господин Бурмистров, на общесистемный экономический кризис накладывается фактор маловодного года и проблемы, связанные со сдвигом сроков строительства Багаевского и Нижегородского гидроузлов.

Коммерсантъ