-
- по банкам и банковской деятельности;
- страховой деятельности;
- связи и информационно-телекоммуникационным технологиям, - заинтересованных организаций.
На заседании были рассмотрены вопросы: «О проблемах перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения для публичных акционерных обществ» и «О внесении в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, определяющих перечень информации, которую могут запрашивать налоговые органы у регистраторов». Вел заседание председатель Комиссии РСПП по финансовым рынкам, председатель Правления ПАО Московская Биржа Ю.О.Денисов.
Открыл заседание вице-президент РСПП А.В.Мурычев. Он отметил, что в соответствии с планами Правительства РФ с 1 января 2023 года все объекты критической информационной инфраструктуры должны перейти на программное обеспечение преимущественно российского производства. Однако подходы, изложенные в федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации», при определении принадлежности программного обеспечения вызывают ряд вопросов, в части определения правообладателя:
-
- во-первых, корректность оценки доли владения компанией, акции которой свободно обращаются на открытом рынке с объемом Free-float более 50%;
- во-вторых, ограничения возможности выхода российских компаний, разработчиков программного обеспечения на рынок IPO;
- в-третьих, как строить в таких условиях, бизнес трансграничным компаниям, работающим преимущественно на рынке РФ.
С докладом по первому вопросу выступил директор Департамента операционных рисков, информационной безопасности и непрерывности бизнеса ПАО Московская Биржа С.В.Демидов, который проинформировал участников заседания о возможных проблемах для публичных акционерных обществ с большой долей акций, находящихся в свободном обращении, связанных с переходом субъектов критической информационной инфраструктуры на преимущественное использование российского программного обеспечения.
Было отмечено, что отдельные крупные производители программного и аппаратного обеспечения не соответствуют установленным в законодательстве требованиям к структуре собственности для целей включения сведений о программах для электронных вычислительных машин и базах данных в реестр российского программного обеспечения. Таким образом, акционерные общества с большой долей акций, находящихся в свободном обращении, в том числе на российских биржевых площадках, фактически не могут быть производителями российского программного обеспечения, что, по мнению докладчика, делает непривлекательным выход на публичный рынок капитала российских технологических компаний и снижает перспективы развития всего технологического сектора Российской Федерации. С.В.Демидов высказал ряд предложений по возможным альтернативным способам решения проблемы импортозамещения в области производства программного обеспечения.
Поддержали предложения Московской Биржи и представители Банка Тинькофф и КИВИ Банка. В обсуждении вопроса принял участие заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.М.Шойтов.
По итогам рассмотрения вопроса принято решение признать целесообразным дальнейшее изучение и обсуждение предложений об условиях, при которых публичные акционерные общества с большим объемом акций, находящихся в свободном обращении, было бы возможно признать в качестве отечественных производителей программного и аппаратного обеспечения.
Далее выступил член Комиссии РСПП по финансовым рынкам, президент Саморегулируемой организации «Национальная финансовая ассоциация» В.В.Заблоцкий. Он проинформировал участников заседания о том, что в настоящее время перечень информации, запрашиваемый налоговыми органами у организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев ценных бумаг, при проведении налоговых проверок их клиентов, недостаточно определен в законодательстве, как это сделано, например, в отношении банков и аудиторских компаний.
М.Н.Глухова, вице-президент – управляющий директор Управления по экономической политике и конкурентоспособности РСПП предложила при подготовке предложений для ФНС кроме определения перечня информации по запросам налоговых органов установить сроки, в которые должна предоставляться запрашиваемая информация, а также определить перечень информации по дополнительным запросам, не связанным с налоговыми проверками.
Участники заседания поддержали предложение о необходимости определения на нормативном уровне сроков и перечня информации, которую регистраторы вправе предоставлять налоговым органам по их запросам при проведении ими налоговых проверок, а также по дополнительным запросам, не связанным с налоговыми проверками.
По итогам заседания было рекомендовано в недельный срок прислать в РСПП свои предложения по обсуждаемым вопросам с целью их последующей проработки, обобщения и направления в федеральные органы исполнительной власти.
Материалы
Презентация, PDF (131 КБ)