25.10.2021
В ходе Недель российского бизнеса обсудили пятилетние итоги арбитражной реформы
В рамках Недель российского бизнеса прошел Арбитражный форум «5 лет арбитражной реформе: что дальше?».



Обсуждались вопросы, связанные с актуальным состоянием арбитража (третейского разбирательства) и дальнейшими шагами по его развитию, совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в этой области.

Президент РСПП Александр Шохин отметил, что споры и дискуссии между деловыми партнерами должны разрешаться цивилизованно и эффективно, в рамках закона и деловой этики.

«Участникам делового оборота должна быть предоставлена широкая система разрешения споров, внутри которой они сами могут выбирать способ защиты, или тот или иной орган, который в наибольшей степени отвечает их потребностям. Задача государства и делового сообщества заключается в том, чтобы сформировать эту сбалансированную систему, которая состоит как из государственных структур, так и из органов альтернативного разрешения споров», - сказал Александр Шохин, указав, что за рубежом третейское разбирательство давно используется бизнесменами как предпочтительный способ разрешения конфликтов.

«В России наблюдается непропорционально высокая нагрузка на систему государственных судов, которым передается подавляющая часть экономических споров. Серьезным шагом для изменения этой ситуации как раз стала реформа третейского разбирательства, в ходе которой был принят закон об арбитраже и внесены изменения в процессуальное законодательство. РСПП был одним из инициаторов реформы, поскольку мы считаем, что большинство споров между участниками экономической деятельность как раз должно разрешаться институтами, которые функционируют внутри самого делового сообщества», - отметил Президент РСПП.

Заместитель министра юстиции РФ Максим Бесхмельницын подтвердил, что сегодня нагрузка на арбитражные суды большая, «и она не снижается, а растет».

«Арбитраж – это, прежде всего, скорость. Если сравнивать разрешение споров в суде и в коммерческом арбитраже, это две разные вещи. В основе коммерческого арбитража – высокая компетенция, а скорость для бизнеса сегодня – это один из важных показателей», - сказал Максим Бесхмельницын.

Председатель Арбитражного центра при РСПП, ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Виктор Блажеев подчеркнул, что арбитражная реформа дала третейским судам развиваться.

Среди результатов реформы он назвал избавление от недобросовестных участников и лжетретейских судов.

«Сегодня доверия к постоянно действующим арбитражным учреждениям стало больше и у государства, и у бизнеса. С учетом того, что судьи в отставке пополнили ряды арбитров, отношение к арбитражу улучшилось и со стороны бизнеса, и со стороны государства. Само законодательство стало благоприятным для третейского разрешения споров», - сказал Виктор Блажеев.

По его словам, количество обращений в Арбитражный центр РСПП постоянно увеличивается.

«У нас появились первые международные споры, а вынесенные по ним решения уже были признаны и приведены в исполнение за рубежом. Вместе с тем, нельзя сказать, что мы наблюдаем существенный прирост дел в сравнении с тем количеством дел, которые проходят через судебную систему. Доля третейских разбирательств остается ничтожно малой», - резюмировал Виктор Блажеев, подчеркнув, что перед арбитражными центрами стоит задача стать привлекательными для бизнеса.

Руководитель Правового блока ВЭБ.РФ Игорь Краснов отметил возросшие правовые риски рассмотрения споров с участием крупного российского бизнеса в иностранных юрисдикциях, подчеркнул возросший протекционизм со стороны правовых систем отдельных государств.

По его словам, в третейских судах, по сути, всего одна инстанция, и истец, имея на руках решение арбитража, может с ним обратиться в нужную юрисдикцию для признания решения и получения исполнительного документа. Кроме того, третейские суды в рамках установленной процедуры позволяют выбрать арбитра. Таким образом, урегулирование споров в арбитражных судах гораздо более эффективное, оперативное и конфиденциальное.

Игорь Краснов предложил использовать российские арбитражные центры в качестве современных и независимых форумов для рассмотрения сложных правовых и экономических споров.

«Мы верим в то, что споры между российскими контрагентами должны решаться путем переговоров, где необходимо с использованием института медиации. В том случае если мягкая сила не работает, то лучшая площадка для решения спора и поиска компромисса с партнерами и клиентами – один из современных российских арбитражных центров», - сказал главный юрист ВЭБ.РФ.

Он также отметил, что ВЭБ.РФ заложены правовые основы работы институтов развития с третейскими судами в РФ, а также закреплен приоритет третейского рассмотрения в типовой кредитно-обеспечительной документации ВЭБ.РФ.

Заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев подробно остановился на сотрудничестве ведомства с Комиссией ООН по праву международной торговле (ЮНСИТРАЛ).

По его словам, в сентябре вступили в силу правила ускоренного арбитража ЮНСИТРАЛ, которые позволяют сторонам рассматривать свои споры максимально эффективно. Среди заслуживающих внимания нововведений Алексей Херсонцев назвал:

- возможность перехода из ускоренной процедуры в стандартную,

- отказ от установления максимального размера исковых требований,

- свободу усмотрения арбитров в определении сроков рассмотрения документов, сокращенные сроки вынесения решений.

Руководитель судебно-арбитражной практики Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Валерий Еременко назвал риск потери собственности главной проблемой, с которой предприниматели сталкиваются в России.

«Третейское разбирательство ориентировано, прежде всего, на крупные сделки. Наш арбитраж теряет клиентов, потому что они не доверяют российскому суду. При этом третейскому независимому суду приходится конкурировать с российским государственным арбитражем. За прошлый год независимые арбитражные центры рассмотрели порядка 1400 дел, а в системе государственных арбитражей было рассмотрено 1 млн 500 тыс. дел. У нас уникальная ситуация конкуренции с дешевым и быстрым государственным судом», - сказал Валерий Еременко.

По его словам, 80% решений арбитражных судов не обжалуются, что говорит о том, что в этих делах подчас отсутствует спор как таковой.

Председатель Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ Алексей Костин согласился с ранее высказанными предложениями о необходимости ряда нововведений, в частности, чтобы арбитражное решение на согласованных условиях могло получать силу исполнительного документа. Он согласился, что малый размер государственной пошлины и доступность правосудия с учетом конфликтности в обществе провоцируют сутяжничество, что ведет к перегруженности судов.

Генеральный директор Российского института современного арбитража Юлия Муллина предложила методы повышения «арбитражной осознанности» бизнеса.

«Арбитражу сложно конкурировать с дешевым эффективным государственным правосудием. Эта проблема потенциально может быть решена, в том числе, повышением государственных пошлин», - сказала Юлия Муллина, подробно остановившись на мерах мягкого правового регулирования арбитража.

По ее словам, Российский институт современного арбитража разработал Кодекс этики для представителей сторон, который учитывает зарубежный опыт.

Соруководитель практики по разрешению споров юридической фирмы «Рыбалкин, Горцунян и Партнеры» Дмитрий Дякин среди глобальных трендов, которые определяют будущее международного арбитража, назвал тот факт, что Россия не является предпочтительным местом арбитража, и арбитражная реформа не привела к появлению большого количества споров в российских арбитражных учреждениях.

«До сих пор отсутствует публично доступная информация о хотя бы одном зарегистрированном деле, которое рассматривается по специальному регламенту для корпоративных споров», - сказал Дмитрий Дякин.

Он подчеркнул важность усовершенствования судебной системы в сторону проарбитражности.

«70% отказов в приведение в исполнение арбитражных решений было обоснованно тем, что их исполнение противоречит публичному порядку РФ, хотя в подавляющем большинстве таких случаев публичный порядок никак не затронут. Вмешательство судов в существо спора со ссылкой на нарушение публичного порядка – проблема, напрямую влияющая на привлекательность российской юрисдикции для зарубежного и отечественного бизнеса», - отметил Дмитрий Дякин.

От лица судейского корпуса выступил судья коллегии Арбитражного суда Москвы по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений Владислав Сорокин. Он выразил поддержку формированию системы органов альтернативного разрешения споров. отметил успехи третейской реформы и повышение доверия государственных судов к арбитражу, в  частности, благодаря возросшему качеству администрирования арбитража со стороны арбитражных учреждений.

При этом он сказал о проблемах, сохранившихся в сфере арбитража ad hoc, и связанных с использованием данного механизма недобросовестными субъектами для создания фиктивной задолженности и рассказал, как суды борются с подобными злоупотреблениями. Также он констатировал, что не все цели реформы в настоящее время достигнуты и, в частности, что говорить о сколько-нибудь заметной разгрузке судов за счет применения третейского разбирательства пока не приходится. Он пожелал увеличения роста обращений в третейские суды и заявил о готовности Арбитражного суда города Москвы содействовать третейским судам в применении обеспечительных мер, сборе доказательств и т. п.

В работе форума также приняли участие:

- председатель правления Арбитражной ассоциации Владимир Хвалей;

- генеральный секретарь Национального центра спортивного арбитража Марина Пак,

- главный редактор журнала «Третейский суд» и председатель Арбитражного центра при АНО «Национальный институт развития арбитража в топливно-энергетическом комплексе» Глеб Севастьянов,

- директор по правовому сопровождению деятельности и судебной работы Группы компаний «Российского экспортного центра» Сергей Селиверстов,

- директор Центра медиации при РСПП Анна Сорокина.

Слушатели форума отметили ценность откровенного разговора о состоянии «третейского ландшафта» и мерах по его улучшению.

РСПП