07.07.2017
«Локомотив экономики нельзя тормозить»

20 июня в Краснодаре состоялась конференция, посвященная развитию строительного комплекса Краснодарского края и его влиянию на экономику региона. Инициатором мероприятия выступило краевое отделение РСПП. 

Как рассказал «ФедералПресс» председатель краснодарского регионального отделения РСПП Виктор Бударин, необходимость проведения конференции возникла в связи с необходимостью решения совместными усилиями ряда основных проблем в строительной отрасли. Прошедшее мероприятие позволило услышать позицию каждой из сторон и возможность найти баланс интересов.

– Виктор Константинович, почему региональное отделение РСПП инициировало проведение первой отраслевой конференции, посвященной проблемам именно строительной отрасли? 

– Строительная отрасль всегда была локомотивом нашей экономики. И сегодня доля строительства в валовом региональном продукте составляет 12 %. В отрасли занято более 250 тыс. человек. Одно рабочее место в строительной отрасли создает до семи новых рабочих мест в таких отраслях, как производство строительных материалов, машин и механизмов, добыча полезных ископаемых, транспорт и другие. 

Важность предлагаемой для обсуждения темы о состоянии строительного комплекса Краснодарского края продиктована тем, что отрасль в настоящий момент обладает всеми возможностями, чтобы стать одним из лидеров роста российской экономики. Для этого важно полностью реализовать ее потенциал. 

– Что может сделать региональное отделение РСПП? 

– Роль Российского союза промышленников и предпринимателей – лоббирование интересов бизнеса и, как я уже неоднократно говорил, поиск баланса интересов бизнеса, общества и государства. Не секрет, что так называемый доходный потенциал региона и государства в целом находится в прямой зависимости от активности бизнеса. 

Нужно ли государству и обществу доступное жилье? Да. И в крае строится такое жилье. На Кубани одна из самых низких в стране стоимость квадратного метра на первичном рынке жилой недвижимости – 42,5 тыс. рублей в среднем по краю и 44,3 тыс. рублей – в Краснодаре. Для сравнения: в Ростове и Ростовской области – 55,4 и 47,9; в Уфе и Башкирии – 57,3 и 51,5 тыс. рублей за квадратный метр. Нужно ли государству и обществу поддерживать такие объемы строительства, которые ведет наш край? Да. Это не только решение жилищной проблемы для многих семей, это еще и рабочие места, это налоги, наполняющие бюджет, поддержка промышленного производства, повышение платежеспособности населения и так далее. 

Значит, цели и государства и бизнеса совпадают. Однако, при этом, есть ряд ключевых вопросов, волнующих строительную индустрию, которые зависят не только от бизнес-сообщества. Причем, такие вопросы есть и в других регионах России. 

– Что сегодня наиболее болезненно влияет на строительную отрасль региона? 

– Первое – наличие различных барьеров при решении вопросов о выдаче разрешений на строительство и актов ввода в эксплуатацию. Второе – дополнительные издержки бизнеса при инвестировании в социальную и инженерную инфраструктуру. Это резко снижает доходность и выбивает средние и мелкие строительные компании с рынка, делая их бизнес убыточным. А это, в частности, дольщики со всеми вытекающими проблемами. 

– Какие вопросы может помочь решить региональная власть для поддержания отрасли? 

– В числе главных вопросов – кадастровая стоимость земли, которая для целей строительства сегодня выше, чем рыночная. В результате – рост арендных платежей, увеличение земельного налога и, как следствие, увеличение стоимости жилья для населения. По данным Росреестра, в целом по России в январе-марте 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 49 % выросло количество заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, рассмотренных комиссиями при Росреестре. Решение в пользу заявителя принято в отношении 56,1 % заявлений. Это напрямую говорит о качестве определения кадастровой стоимости и ее реальном завышении в регионах. 

Еще одна болевая точка – значительно снизилось количество выданных разрешений на строительство, увеличились сроки их выдачи, введены не предусмотренные законом согласительные процедуры. Если ситуация не изменится, новых проектов через два года просто не будет. Это повлияет практически на все отрасли экономики, и что самое главное, на положение работающих в этих отраслях. Нередко не соблюдаются сроки выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию. В результате добросовестный застройщик свои обязательства перед дольщиками в срок не выполняет и на него накладываются штрафы, пени и неустойки. 

К сожалению, в настоящий момент отсутствует актуальный генеральный план Краснодара. Существующий генеральный план уже не соответствует реальному состоянию застройки и использования земли в городе. 

– Какие действия предпримет региональное отделение РСПП по итогам конференции? 

– На конференции мы выслушали мнение и власти, и бизнес-сообщества. Теперь комитет по строительству регионального отделения РСПП их обобщит, и на расширенном заседании комитета, куда пригласим представителей всех участников конференции, утвердим эти предложения и направим в адрес всех заинтересованных ведомств. Совместно с Общественной палатой и уполномоченным по правам предпринимателей КРО РСПП выработает консолидированную позицию бизнес-сообщества по ситуации в строительной отрасли. 

Если инициативы будут касаться федерального уровня, то региональное отделение РСПП направит обобщенные предложения в центральный аппарат РСПП, организует обсуждение предложений с президентом РСПП Александром Николаевичем Шохиным. Полагаю, такое тесное взаимодействие между бизнес-сообществом, властью и общественностью наиболее эффективно в выявлении и решении проблем отрасли.

источник: ФедералПресс