01.03.2018
Низкий престиж профессий в строительной сфере уменьшает поток молодых специалистов в отрасль

Эксперты КРО РСПП заявляют о проблеме, и ищут пути ее решения

Производственный сектор в России и Краснодарском крае, в частности, переживает не лучшие времена: необходима техническая модернизация, новые методы работы, использование современных технологий, инновации. Но одной из главных проблем эксперты считают низкий престиж профессий в строительной отрасли, что, естественно, уменьшает поток молодых специалистов в отрасль.

Об этой проблеме рассказал директор планово – производственного департамента ООО «Бизнес-Консалтинг» Сергей Арзамазов. Он также является членом комитета по промышленности Краснодарского регионального отделения Российского Союза промышленников и предпринимателей (КРО РСПП).

«Сегодня действительно не хватает квалифицированного персонала на рынке. Строительная отрасль нуждается в опытных прорабах, монтажниках железно-бетонных изделий (ЖБИ) со средне - техническим образованием, а на обучение таких специалистов непосредственно на стройке уходит минимум два года. Не достаёт технологов. При получении высшего образования большинство студентов выбирает промышленное и гражданское строительство, и как результат нет дипломированных специалистов , занятых непосредственно на производстве: мастеров, начальников ОТК, начальников цехов и т.д», - пояснил Сергей Арзамазов.

Его опасения, что профессионалов, достигших пенсионного возраста , вскоре некому будет сменить на производстве, поддерживает и заместитель председателя КРО РСПП Сергей Огурцов. Он убежден, что необходимо повышать привлекательность рабочих специальностей. Сегодня и органы власти, и бизнес размышляют над вопросом, как заинтересовать молодежь для получения рабочих специальностей?

«Рынок труда переполнен юристами, бухгалтерами, экономистами. Это так. Чтобы изменить ситуацию, нужен целый комплекс мер по привлечению молодежи. Популяризацией рабочих специальностей надо заниматься даже со школьной скамьи. И здесь без государственной поддержки не обойтись, необходима реклама на всех уровнях», - считает Сергей Огурцов.

В Краснодарском крае для решения этой проблемы привлекают промышленные предприятия, которые организуют обучение и стажировки будущих специалистов, школьники и студенты участвуют в чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), который является стимулом для развития среднего профессионального образования и профориентации школьников. Кроме того, на Кубани апробируется региональный Стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, обеспечивающий возможность подготовки учебными заведениями совместно с предприятиями квалифицированных специалистов рабочих и инженерных профессий.

РСПП занимается внедрением системы независимой оценки профессиональных квалификаций, потому союз заинтересован в выстраивании всей цепочки подготовки специалистов – от вузовской программы до реального производства. Об этом недавно шла речь на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» при участии Президента РСПП Александра Шохина, где были подведены итоги первой профессиональной олимпиады для студентов «Я - профессионал».

«Сокращение дистанции между вузами и работодателями лежало в основе самой идеи проекта «Я — профессионал». На мой взгляд, в этом году мы совместными усилиями сделали большой шаг, чтобы этот разрыв сократить. И то, что такие крупные компании, как Сбербанк, Банк ВТБ, Трубная металлургическая компания стали партнерами отдельных направлений олимпиады, а также приняли активное участие в организации зимних школ, — вселяет надежду на дальнейшее движение в этом направлении. До сих пор на бакалавров «кадровики» смотрели как на недоучившихся специалистов. Будем ломать эту тенденцию. Думаю, что большое количество бакалавров, победивших в Олимпиаде, выберет стажировки в компаниях», - пояснил А.Шохин.

Справка

«Я – профессионал» — социальный лифт для талантливых и амбициозных молодых людей. Цель олимпиады — предоставить студентам из регионов возможность продолжить образование в ведущих российских вузах и начать карьеру в компаниях-лидерах российской экономики.

Олимпиада организована Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и «Деловой Россией» совместно с десятью вузами: НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МФТИ, МГМУ им. И.М.Сеченова, МГПУ, ИТМО, СПбПУ, ТГУ, УрФУ, ТюмГУ. Технический партнер — компания «Яндекс», партнер — издательство «Просвещение».

Олимпиада проходила по 27 направлениям – от математики и машиностроения до дизайна и журналистики. Кейсы разрабатывались научными сотрудниками и профессионалами крупных государственных и частных компаний.