Доля крупных организаций составила 68,4%, доля компаний-субъектов МСП, соответственно, 31,6%. В отраслевом разрезе шире всего в опросе представлено мнение промышленных компаний – их доля превысила 50% от общего числа респондентов. Также анкеты поступили от организаций, занятых в энергетике (15,9%), в добыче полезных ископаемых (9,7%), в строительстве (7,1%). К отрасли «транспортировка и хранение» отнесли себя 6,2% организаций. Порядка 5% составили сельскохозяйственные организации и научно-исследовательские компании.
Самую высокую активность продемонстрировали компании из Уральского и Северо-Западного федеральных округов, их доля составила около 35% от общего числа анкет. Более четверти компаний указали, что их основной регион присутствия находится в Центральном и/или Приволжском ФО. Пятая часть опрошенных предприятий ведёт свою деятельность в Южном федеральном округе. Сибирский ФО представлен 14% организаций, а Дальневосточный ФО – 10,5%. Организации, занятые в СКФО, прислали 7% анкет. Компании могли указать несколько регионов, поэтому суммарно доля не сводится к 100%.
Оценка взаимодействия с субъектами МСП со стороны крупных компаний
Крупные компании в большинстве случаев – в 62,5% и более – продолжали в 2022 году закупать те же объёмы продукции или услуг у субъектов МСП, что и ранее. Максимум организаций – три четверти опрошенных – сообщили, что ничего не изменилось при закупке технологий и разработок.
При этом 34,4% крупных предприятий стали закупать у организаций-субъектов МСП работы и услуги в большем объёме, чем до 2022 года. Примерно такая же доля крупных компаний – 31,8% – нарастила объёмы закупки сырья и материалов. Доля закупки комплектующих и узлов у субъектов МСП выросла в 28,6% крупных организаций.
Четверть представителей крупного бизнеса заявила, что у них выросли объёмы закупаемых у субъектов МСП продуктов ПО и IT. Примерно 22% крупных компаний стали закупать у субъектов МСП бОльшие объёмы готовой продукции и оборудования. Доля закупки технологий и разработок, произведённых организациями-субъектами МСП, выросла у пятой части крупных предприятий.
О сокращении объёмов закупки сообщило незначительное число респондентов – в пределах 3-10% компаний.
Главными преимуществами компаний-субъектов МСП в роли поставщиков во время текущего кризиса чуть менее половины опрошенных представителей крупного бизнеса назвали:
-
высокую оперативность во взаимодействии,
готовность подстраиваться под нужды заказчика, в том числе производить малые партии продукции,
большую открытость к пожеланиям заказчика в отношении характеристик продукции или услуг.
Около 40% компаний считают, что субъекты МСП продемонстрировали высокую степень адаптации к усилению санкционного давления, что включает в себя разработку новых инновационных решений в области импортозамещения.
Более четверти участников опроса (27%) согласились с тем, что малые и средние организации оказались готовы быстро наращивать объёмы производства, чтобы удовлетворить спрос со стороны крупного бизнеса. Гибкость в ценовой политике отметили как преимущество в работе с МСП 24,3% крупных предприятий.
Наименее популярным ответом стал «субъекты МСП проявляют в текущих кризисных условиях бОльшую свободу действий в сфере ВЭД, чем крупные компании», его указали 14,9% респондентов.
13,9% крупных компаний, принявших участие в опросе, не согласились ни с одним из предложенных вариантов.
По мнению 45,1% представителей крупного бизнеса, в изменившихся экономических условиях не появилось каких-либо новых проблем во взаимодействии с субъектами МСП, и это можно назвать позитивным результатом.
Если принять за 100% множество компаний, отметивших некоторые изменения во взаимодействии с поставщиками из числа субъектов МСП, то большинство из них – 69,2% респондентов – утверждает, малые и средние организации не могут во время кризиса сохранить условия контрактов – в одностороннем порядке заявляют о росте цен на ряд позиций. По сообщению 43,6% предприятий, в некоторых случаях субъекты МСП перестали соблюдать согласованный график поставок.
28,2% участников опроса столкнулись с тем, что субъекты МСП не могут в текущих условиях ответить на запрос об увеличении объёмов производства. Четверть представителей крупного бизнеса отнесли к числу появившихся проблем в работе с МСП их неспособность выдержать стабильное качество товаров, работ и услуг. Примерно столько же компаний заявили, что организации МСП оказались не готовы при необходимости выстраивать более сложную логистику через новые транспортные коридоры и вести внешнеэкономические расчеты с учётом санкционных ограничений.
Пятая часть опрошенных выделила в качестве новых проблем неспособность субъектов МСП выполнить свои контрактные обязательства и/или предоставить полную информацию о товарах, работах и услугах, которые они предлагают к реализации.
60,3% представителей крупного бизнеса, принявших участие в опросе, сообщили, что их компании осуществляют меры поддержки субъектам МСП как своим контрагентам.
Почти половина из этой группы предприятий (48,9%) предоставляет субъектам МСП доступ к специализированным порталам для закупки. 42,6% компаний соблюдают добровольное обязательство закупать определённую долю продукции у МСП, что закреплено в стратегических корпоративных документах.
29,8% компаний обеспечивают обмен опытом между сотрудниками крупной компании и сотрудниками субъектов МСП посредством обучающих семинаров, стажировок, мастер-классов, тренингов. Четверть организаций проводит для малых и средний компаний обучающие семинары по закупкам.
Десятая часть предприятий предоставляет субъектам МСП из числа контрагентов доступ к своим инфраструктурным возможностям – к корпоративному технопарку, индустриальному парку. Столько же компаний реализует программы для субъектов МСП в области повышения производительности труда и навыков сотрудников.
Чуть меньше – 8,5% – организаций обеспечивают субъектам МСП доступ к электронным образовательным платформам.
Обучающие курсы для собственников и руководителей субъектов МСП в области повышения качества менеджмента проводят 6,4% крупных предприятий-участников опроса. Такая же доля компаний реализует программы по развитию социального предпринимательства и/или представляет субъектам МСП возможность войти в кластер.
Реже всего респонденты из числа крупных предприятий – менее чем в 5% случаев – отвечали, что их компании организовывают венчурные студии для новых технологических бизнесов; ведут автоматический мониторинг рисков, предлагают цифровые решения для субъектов МСП при проверке контрагентов, найме персонала; открывают для малых и средних организаций общественные приёмные. К корпоративному бизнес-инкубатору дают возможность присоединиться только 2,1% опрошенных.
Одна компания реализует программу взращивания контрагентов из числа субъектов МСП (285 ФЗ).
В ходе опроса респонденты, представляющие крупный бизнес, оценили, насколько эффективно компании малого и среднего размера смогли занять рыночные ниши, на которых ранее лидировали иностранные организации, ушедшие с российского рынка в последний год.
Самым популярным ответом стал «субъекты МСП смогли частично заместить ушедшие иностранные компании» – его отметили от 50% респондентов в случае оценки ситуации на рынках технологий и разработок, готовой продукции и оборудования до 65,5% – при оценке ситуации на рынке сырья и материалов.
Максимально эффективно субъекты МСП проявили себя как поставщики работ или услуг – порядка четверти опрошенных крупных компаний считают, что малые и средние компании смогли полностью или в значительной степени заместить ушедшие с российского рынка иностранные компании.
Наиболее проблемной выглядит ситуация на рынке ПО и IT, а также рынке технологий и разработок – при их оценке ни один из респондентов не выбрал ответ «субъекты МСП смогли полностью заместить ушедших из Россию поставщиков».
Оценка взаимодействия с крупными компаниями
Со своей стороны около половины компаний-субъектов малого и среднего предпринимательства сообщили, что в текущих экономических условиях крупные предприятия проявляют высокую заинтересованность и увеличенный спрос на их продукцию. По мнению 42,9% опрошенных субъектов МСП, крупные компании готовы идти на встречу, если происходит задержка поставки продукции из-за появившихся сложностей.
14,3% малых и средних компаний видят отсутствие ценового давления со стороны заказчиков из числа крупных организаций.
Минимальная доля – 3,6% субъектов МСП – заявила, что крупные компании подтверждают все контрактные обязательства по закупке определённых объёмов продукции, даже при возможном повышении цены. Такую же долю составил ответ «крупные компании готовы смягчать требования по сертификации продукции».
Более пятой части опрошенных субъектов МСП не согласились ни с одним из предложенных вариантов.
Половина субъектов МСП, принявших участие в опросе, уверена, что во взаимодействии с крупными организациями-заказчиками в кризис ничего не изменилось.
Из числа ответивших на вопрос большинство – 78,6% субъектов МСП отметили в качестве основной проблемы, что крупные предприятия не соблюдают сроки оплаты счетов.
Для 42,9% организаций МСП проблемным выглядит слишком большая отсрочка платежей, заложенная в договоры, и/или задержка процесса оформления и подписания документов. 28,6% субъектов МСП сталкивались с расторжением соглашений о поставке продукции или услуг.
Чуть более пятой части опрошенных указали, что крупные компании стали чрезмерно жёстко проводить переговорный процесс на этапе получения предложения. Столько же компаний назвали в качестве новой проблемы требование дополнительной сертификации продукции.
14,3% субъектов МСП поделились, что в изменившихся условиях крупные компании задерживают приёмку товаров, работ или услуг.
Главными мерами поддержки со стороны государства, которые могли бы помочь субъектам малого и среднего предпринимательства нарастить объёмы поставок крупным компаниям, респонденты назвали снижение фискальной нагрузки на МСП (доля ответа 63%) и расширение программ льготного финансирования по сниженным ставкам для МСП (59,3%).
37% участников опроса из общего числа малых и средних компаний уверены, что в текущих условиях необходимо ослабить регуляторную нагрузку – снизить жёсткость регуляторики, в том числе в валютной сфере, упростить административные процедуры, продлить лицензии и разрешения, освободить от штрафов, предоставить мораторий на банкротство. Такая же доля организаций МСП ожидают от государства мер по созданию спроса – квотирование, государственные закупки, инфраструктурное строительство.
Треть субъектов МСП отметила, что в первоочередном порядке государству следует смягчить обязательства по ранее заключенным соглашениям с органами власти: по грантам, субсидиям, льготным кредитам и прочим мерам поддержки, в том числе, продлить на 2023 год условия о невзимании штрафов за их нарушение из-за наступления форс-мажорных обстоятельств, связанных с санкционными ограничениями. Таким же по популярности ответом стал «в текущих условиях необходимо упростить процедуры подтверждения российского происхождения продукции (удешевить и продлить срок действия сертификатов, ускорить процесс их выдачи и т.д.)». Треть респондентов опять же подчеркнула, что действенной мерой поддержки субъектов МСП может стать реализация программ субсидирования найма, переобучения и дополнительного профессионального образования.
Четверти компаний не хватает информирования о существующих и новых антикризисных мерах поддержки, направленных на помощь субъектам МСП.
Чуть более пятой части опрошенных (22,2%) предложили законодательно установить ограничение по предельным срокам оплаты частными крупными компаниями поставок со стороны субъектов МСП.
Наименее востребованы «организационные меры, консультационная поддержка, поддержка государства, в том числе в выстраивании новых товарно-логистических цепочек» и «поддержка выставочно-ярмарочной деятельности». Эти варианты указали 11,1% и 7,4% респондентов из числа субъектов МСП, соответственно.
Участники опроса из числа субъектов МСП не были ограничены в выборе количества мер поддержки, которые им необходимы в текущих условиях. Близкие и довольно высокие значения в случае оценки востребованности пяти мер поддержки, набравших долю в интервале от 33,3% до 37%, означает, компании заинтересованы в комплексном и системном подходе изменения условий деятельности.