В частности, речь идет о закреплении на законодательном уровне инвестиционной декларации о неухудшении условий ведения бизнеса в регионе, а также возможности финансирования из бюджетов субъектов РФ агентств инвестиционного развития. Сейчас в портфеле агентств числятся тысячи проектов объемом инвестиций более 17 трлн руб., что сопоставимо с половиной всех вложений в РФ за 2023 год.
К 2024 году 85 субъектам РФ удалось внедрить региональный инвестиционный стандарт. Это значит, что в 85 регионах появились инвестиционные декларации, своды инвестиционных правил, инвестиционная карта, агентство инвестиционного развития и инвестиционный комитет. Вся эта инфраструктура необходима для повышения привлекательности территорий ради капитальных вложений за счет создания единой и прозрачной среды для работы с инвесторами и сопровождения инвестиционных проектов в течение всего их жизненного цикла. Работоспособность такой инвестиционной конструкции подтверждается бенефициарами изменений — деловыми объединениями (Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата и «Деловая Россия») — по итогам опроса бизнеса.
В Минэкономики, ссылаясь на данные опроса 8 тыс. предпринимателей, сообщают, что 69% респондентов считают условия инвестирования в России благоприятными, 73% полагают, что инвестиционный стандарт поможет привлечь капитал. «Стандартизированная работа по привлечению инвестиций позволяет предпринимателям масштабировать свое дело, не тратя времени на знакомство с местной спецификой, поиск контактов, точек входа в экономику региона»,— поясняют в ведомстве.
Агентства инвестиционного развития, которые в режиме «одного окна» занимаются сопровождением проектов, уже стали ключевыми офисами для привлечения новых вложений. В их портфеле уже сейчас тысячи проектов на сумму инвестиций более 17 трлн руб.— это около половины общего объема инвестиций в 2023 году. В свою очередь, инвестиционные комитеты стали механизмом оперативного разрешения проблем. За два года на их площадках рассмотрено более 500 вопросов инвесторов, касающихся сложностей в получении необходимых разрешительных документов, проблем в строительстве подъездных путей, административных барьеров.
Региональный инвестстандарт также привлек к работе с бизнесом ресурсоснабжающие организации, что позволяет сокращать сроки и объем необходимых документов для получения разрешений на строительство и подключения к сетям. Работа в этом направлении началась через создание свода инвестиционных правил с оптимальными алгоритмами и сроками технического присоединения. Теперь Минэкономики совместно с «Росатомом» занимается сокращением избыточных процедур в пилотных регионах (Краснодарский край, Ростовская, Орловская, Липецкая, Нижегородская, Кемеровская, Сахалинская области). «Мы сделали акцент на оптимизацию основных инфраструктурных направлений, например подключение к газу или воде. Весь клиентский путь, занимавший в ряде регионов до трех с половиной лет, мы сократили на 10–15%»,— рассказал замглавы Минэкономики Мурат Керефов. Например, Нижегородская область сократила общий срок прохождения «клиентского пути» инвестора на 24% (на 303 рабочих дня), Орловская область — на 12% (на 171), Краснодарский край — на 29% (на 271). Такие результаты достигнуты за счет внедрения параллельного рассмотрения заявок на техприсоединение, формирования понятных схем взаимодействия инвестора и ресурсных организаций, корректировки муниципальных правовых актов.
Чтобы тиражировать опыт сокращения «клиентского пути» инвестора, на базе 11 филиалов РАНХиГС будут созданы образовательные площадки для обучения бережливым технологиям региональных инвестиционных команд (сотрудники профильных органов власти и агентств развития). Также, по словам господина Керефова, к работе могут присоединиться региональные центры компетенций, созданные в рамках нацпроекта «Производительность труда» для повышения эффективности предприятий за счет улучшения процессов внутреннего управления, логистики и перемещения сотрудников.
Стандарт подкрепляют полномочиями
Однако, как сообщал первый вице-премьер Андрей Белоусов осенью 2023 года, с начала работы по внедрению регинвестстандарта в 2021-м пока удалось создать лишь «формы» для унификации инвестсреды в регионах — содержание элементов стандарта отличается. В одних субъектах РФ инвестдекларации стали рабочим инструментом, в других остаются «бумагой», поэтому логика инвестстандарта будет меняться — от регионов будут требовать не просто его внедрения, а измеряемых результатов в виде инвестиций, рабочих мест. Одновременно управленческие команды регионов будут постоянно обучать под новые задачи.
Процесс работы над изменением инвестклимата власти хотят сделать постоянным. Внедрение единых правил поддержки инвестиционных проектов во всех регионах создало фундамент для законодательных изменений. В Минэкономики сообщили “Ъ” о планах уточнения понятийного аппарата, закрепления институтов регионального инвестиционного стандарта, наделении органов власти полномочиями для создания благоприятных инвестиционных условий. «Действующее законодательство было сформировано 20 лет назад и нуждается в обновлении с учетом реализации проектов и инициатив правительства РФ и лучших региональных практик»,— отмечают в ведомстве.
На законодательном уровне будут определены полномочия регионов по привлечению инвестиций, в том числе законодательно закреплен статус инвестиционной декларации. Сейчас это базовый элемент стандарта, который содержит стратегию развития региона и обязательство главы субъекта по неухудшению условий ведения бизнеса, но бизнес неоднократно отмечал декларативность документа и его низкую практическую ценность. Также в законе появится понятие «специализированная организация по работе с инвестиционными проектами» — в большинстве регионов это корпорации или агентства развития. После внесения поправок в законодательство у субъектов РФ появятся полномочия по развитию и бюджетированию таких корпораций и агентств. Отдельно при подготовке законопроекта будет обсуждаться определение понятия инвестиционного профиля муниципалитетов и их полномочий по работе с бизнесом.
Минэкономики планирует зафиксировать в законе полномочия инвестиционного комитета, а именно досудебного способа решения вопросов инвестора. Это позволит придать значимость решениям региональных инвесткомитетов и повысить доверие инвесторов к структурам. Регионы могут также получить полномочия для сокращения сроков подключения бизнеса к инфраструктуре и получения разрешительных документов. Сейчас эта работа проводится инициативно в рамках свода инвестиционных правил.
Цифровые сервисы для инвесторов
Одна из ключевых задач, решаемых в рамках механизмов регионального инвестиционного стандарта,— облегчение доступа инвесторов к информации о региональной экономике, возможностях реализации проектов в любой точке России. Поэтому параллельно с унификацией правил ведения инвестдеятельности в регионах правительство решает задачи по цифровизации процесса. В 2023 году Минэкономики запустило портал с мерами поддержки инвесторов, в 2024-м уже запущена инвестиционная карта России, где собраны данные почти о 14 тыс. инвестиционных площадок. В результате инвестор, не выходя из дома, может выбрать готовую промплощадку с инфраструктурой, земельный участок под строительство или ведение сельского хозяйства, помещение для малого бизнеса. Оба инструмента, портал с мерами поддержки и карта, будут объединены в единый ресурс для инвестирования в страну. В Минэкономики также рассчитывают закрепить в законе правовой статус инвесткарты и портала, чтобы сведения в них всегда оставались актуальными.
Для оперативного реагирования на проблемы, возникающие при реализации инвестиционных проектов, в 2023 году состоялся эксперимент Минэкономики и АНО «Диалог Регионы» по развитию механизма обратной связи с бизнесом. За основу взята практика Московской области «ЦУР-Бизнес», в рамках которой в регионе сформирован единый контур приема и обработки обращений бизнеса, включая единую горячую линию. Проблемы бизнеса решаются посредством консультаций экспертов «ЦУР-Бизнес» или передачи информации о проблеме в профильные органы исполнительной власти региона и муниципалитеты либо передаются на рассмотрение штаба по защите прав и законных интересов бизнеса Московской области (если проблема требует вмешательства на высоком уровне).
Пилотный проект в 2023 году проверялся в десяти регионах: республики Мордовия и Саха (Якутия), Белгородская, Калужская, Орловская, Ростовская, Сахалинская, Тульская и Челябинская области, Хабаровский край. В этих регионах появились единые центры отработки обращений инвесторов и предпринимателей в режиме «одного окна» — на базе региональных министерств экономики или агентств развития по работе с бизнесом, центров управления регионов. Также были определены региональные информсистемы по обработке обращений (например, «Сахалин.онлайн для бизнеса»), сроки ответов, условия и ответственные исполнители на уровне региональных и муниципальных органов.
Работа с обращениями предпринимателей позволяет регионам формировать аналитику о проблемных зонах при реализации проектов, на основе которой главы субъектов РФ могут принимать управленческие решения. Эксперимент показал, что в основном предприниматели в пилотных регионах обращались за подбором земельных участков, по вопросам реализации инвестпроектов, в том числе получения мер поддержки инвесторов и подключения к инфраструктуре, по вопросам налоговых льгот, а также преференциальных режимов.
Теперь механизм обратной связи с бизнесом будет растиражирован во всех регионах РФ на базе платформы обратной связи на портале «Госуслуги». В случае если в регионе уже существует своя информационная система по обработке обращений бизнеса, региону нужно лишь обеспечить интеграцию своей системы с федеральной платформой. К примеру, такие информсистемы уже есть в Москве — «Московский инвестор», в Московской области, Хабаровском крае — «ЦУР-Бизнес», в Ленинградской области — «Зеленый коридор», в Сахалинской — «Сахалин онлайн для бизнеса». Внедрение механизма обратной связи в субъектах РФ будет поэтапным и начнется со второй половины 2024 года.
Диана Галиева